Учитель жизни. Малоизвестные страницы из жизни Василия Ключевского 28.01.2021

К 180-тилетию историка Василия Ключевского.

Мало кто из современников Ключевского помнит его «ошарашенным», заикающимся мальчишкой, который так был напуган смертью отца во время грозы, что эта особенность – заикание, сохранилась у него на всю оставшуюся жизнь.

О грозе и пенсне

Рос будущий заслуженный профессор Московского университета и ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук в селе Воскресеновка Пензенской губернии. Родился в 1841 году.

Воспитанием Ключевского занимался его отец – сельский священник. Правда, только до девяти лет. До той ужасной грозы, настигшей отца, когда тот возвращался с ярмарки.

После его смерти семья переехала в Пензу, Василия за «казенный» счет приняли в духовную семинарию. Отучившись четыре года, Ключевский принял решение отчислиться из нее. Хотя и считался одним из лучших учеников.

Василий Осипович принял решение стать ученым. Этот год он провел в нескончаемых занятиях по различным предметам, подготавливая себя к поступлению в Московский университет. И факультет он выбрал не самый «простой» - историко-филологический.

Уже в это время Ключевский был сообразительным человеком и для лучшего усвоения знаний придумал хитрость – взялся подготавливать сына фабриканта Маршева также к поступлению в университет. А ведь где обучение, там и наука. И это первое его преподавательство знаний позволило самому получить их в необходимом достатке.

Сейчас абитуриенты жалуются на сложность и множество экзаменов при поступлении в вуз. А в 1861 году двадцатилетний Ключевский сдавал в Московский университет латынь, греческий, французский, немецкий языки, историю, математику, русскую словесность, физику, Закон Божий. Всего – шестнадцать предметов.

Ключевский вспоминал: «…Когда зашел я в такой большой зал, меня сразу охватила робость: смотрю, некоторые личности очень хорошо одеты, в пенсне с блестящей оправой, при часах. Смотрю и думаю: не профессора ли это? А потом, когда начался экзамен, смотрю, что эти господа явились сюда за тем же, зачем и я. А когда их начали спрашивать, некоторые из них молчат. Тогда обращались ко мне: «Ключевский! Отвечайте вы». Тут уже я вздохнул посвободнее, думая: «Такие-то вы господа, при пенсне, а молчаливые».

О переодетых курсистках и мимике

С 1882 года Ключевский стал профессором Московского университета. Умение правильно донести свою мысль сделало его известным. Лекции Василия Осиповича были гораздо большим, чем преподавание предмета. И никто из слушателей в его выступлениях не замечал заикания, которым в детстве дразнили одногодки.

В то время учиться в университетах женщинам не разрешалось. Для них создавались так называемые «женские курсы». Но слушать Ключевского, учиться у него им хотелось и после ликвидации этих курсов. И здесь была придумана хитрость.

Как писал ректор МГУ Виктор Садовничий в своем труде «О людях Московского университета», «…женщины, которым в то время в университете учиться не разрешалось, и курсистки вынуждены были переодеваться студентами и коротко стричься». Кроме этого, особо «предприимчивые» слушатели приходили в аудиторию заранее, бывало, что и за несколько часов, просиживая на лекциях
других педагогов».

Ключевский обладал и феноменальной памятью. Один раз, поднимаясь на кафедру, он споткнулся, и заготовленная заранее речь на листах бумаги разлетелась. Присутствующие бросились собирать листы, но перепутали их еще больше. Тогда жена Ключевского, Анисья Михайловна, сказала: «Не волнуйтесь, он все помнит наизусть». Она не ошиблась. Сам же Василий Осипович говорил: «Я так и умру, как моллюск, приросший к кафедре…»

Об императоре и Шаляпине

Такой талант преподавателя не мог остаться не замеченным императором. Поэтому в числе его учеников появился и ученик особенный – сын императора, младший брат Николая II, великий князь Георгий Александрович.

Великий князь обучался у Ключевского всеобщей, в совокупности с русской, истории.

Хотя были у Василия Осиповича и другие, не совсем «простые», ученики. Мало кто знает, но именно Ключевского благодарил великий Федор Шаляпин за помощь в подготовке к роли царя в «Борисе Годунове». «Идет рядом со мною старичок, - писал Шаляпин в автобиографии об одной из первых встреч с Ключевским, - подстриженный в кружало, в очках, за которыми блестят узенькие мудрые глазки, с маленькой седой бородкой, идет, и, останавливаясь каждые пять — десять шагов, вкрадчивым голосом, с тонкой усмешкой на лице передает мне, точно очевидец событий, диалоги между Шуйским и Годуновым, рассказывает о приставах, как будто был лично знаком с ними, о Варлааме, Мисаиле и обаянии самозванца. Говорил он много и так удивительно ярко, что я видел людей, изображаемых им. Особенное впечатление произвели на меня диалоги между Шуйским и Борисом в изображении Ключевского. Он так артистически передавал их, что когда я слышал из его уст Шуйского, мне думалось: «Как жаль, что Василий Осипович не поет и не может сыграть со мною князя Василия!»

Ключевский очень любил русский язык. Любил изъясняться на нем устно и письменно. Сам он говорил: «Мудрено пишут только о том, чего не понимают».

О старенькой шубе и независимости

Свое здоровье Ключевский считал «железным». Хотя, по воспоминаниям современников, страдал частой зубной болью из-за сквозняков в лекционных залах. Историк Милица Нечкина в своем труде о Ключевском пишет: «…Знаменитый профессор, давно уже не стесненный нехваткой денег, ходил в старенькой, поношенной шубе. «Что же шубы-то новой, Василий Осипович, себе не заведете? Вон потерлась вся», — замечали приятели. — «По роже и шуба», — лаконично отвечал Ключевский.

Василий Осипович мундиров не любил и «форменный фрак» презирал. Когда знакомые обращали его внимание на грязь и «пыльные пятна» на этом «фраке», Ключевский отвечал на это: «И на солнце не без пятен».

В 1905 году Василию Осиповичу поручили участие в Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по учреждению проектов полномочий Государственной думы. И через год стал членом Госсовета от Академии наук. Но ещё через год от этого звания отказался, так как независимость любил в принципе, как пишет «Большая российская энциклопедия» в статье о Василии Осиповиче, а участие в нем было «не достаточно свободным для обсуждения возникающих вопросов государственной жизни…»

Сам же Ключевский тогда сказал: «…я человек XIX века и в ваш XX век попал совершенно случайно, по ошибке судьбы, позабывшей убрать меня вовремя».

Умер Василий Осипович в мае 1911 года. Его гроб несли студенты до самого кладбища Донского монастыря. Говорят, что плакали даже те, кто Ключевского не знал лично.

В честь Василия Осиповича названо множество улиц, школы. И даже одна маленькая планета. Могила Ключевского была реконструирована в 2016 году на средства, собранные жителями Пензенской области.

Заведующий музеем В.О. Ключевского Александр Плешков:

«Музей В. О. Ключевского располагается в Пензе. Открыт он в 1991 году к 150-летию со дня рождения великого историка. Василий Осипович отличался поразительной работоспособностью. Сам ученый утверждал, что с детских лет привык трудиться по 16 часов в сутки. Именно благодаря упорной, самостоятельной работе, он не только стал одним из лучших учеников уездного духовного училища, но и почти преодолел заикание. Свои первые уроки Ключевский дает в семьях пензенских купцов и фабрикантов. 15-летний семинарист считался одним из лучших репетиторов в городе. Ключевский отличался большой скромностью в быту. В его доме не было роскошной обстановки, всюду царил строгий порядок. Близкие с большим трудом уговорили Ключевского на покупку дорогого шкафа для его любимых книг. Из московского дома великого историка до нас дошли настольные часы, которые представлены в экспозиции музея В.О. Ключевского. В 2011 году музею были переданы еще два мемориальных предмета: подстаканник и чайная ложечка, принадлежавшие историку. Долгое время после смерти историка их хранителем был сын ученого Борис Васильевич Ключевский. В 1933 году его арестовали и сослали в Казахстан, а имущество Ключевских национализировали. Не сохранился и дом историка в Замоскворечье. Он был снесен во время одной из реконструкций столицы».

Знаете ли вы…

  1. В 1882 г. Ключевский защитил докторскую диссертацию по теме: «Боярская дума Древней Руси».
  2. Интересен факт, что в период 1893-1895 гг. Ключевский по просьбе Александра 3 обучал всемирной истории великого князя Георгия Александровича, который приходился третьим сыном императору.
  3. Обладая большим умом и сообразительностью, Ключевский был тайным советником при царском дворе.
  4. Знаете ли вы, что во время подготовки диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник», Ключевский исследовал свыше 5000 разных документов?
  5. «Краткое пособие по русской истории», за авторством Ключевского, состояло из 4-х крупных томов.
  6. Накануне своей кончины Ключевский удостоился звания почетного члена Московского университета.
  7. Однажды Лев Толстой сказал: «Карамзин писал для царя, Соловьев писал долго и нудно, а Ключевский писал для собственного удовольствия».
  8. Над своим 5-томным «Курсом русской истории» ученый трудился около 30 лет.
  9. В честь Ключевского была названа малая планета под номером 4560.
  10. Ключевский был одним из первых российских историков, который переключил внимание с политических и социальных проблем на географические и экономические факторы.