Ленинка в годы войны 09.05.2021

В эти дни мы всем миром вспоминаем годы войны, её историю, тех, кто её составлял, и тех, кто в ней остался. На основе виртуальной выставки «Ленинка в дни войны» и книги Людмилы Михайловны Коваль «Голос прошлого» Российской государственной библиотекой было собрано несколько документов, фотоснимков и цитат из воспоминаний сотрудников библиотеки о том времени. Комментируют материал сотрудники Ленинки, работающие сегодня.

Источник


Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Вид с Моховой. Незадолго до войны

Здание и книги в опасности

«С первых дней войны все бойцы команды были переведены на казарменное положение. Для эвакуации фондов мы очень быстро организовали бригады: одни снимали с полок книги, другие складывали пачки в мешки, а специальная бригада девушек носила эти мешки вниз. Сами поднимали мешки на грузовые машины, затем взбирались наверх и, стоя на мешках, с песнями ехали на вокзал».
Лидия Руфовна Агранат

«Чтобы передавать книги с этажа на этаж, устраивали конвейер. Когда стоишь в конвейере, то поворачиваясь вправо — забираешь стопку книг, поворачиваясь влево — отдаёшь. И так постоянно без остановки. После трёх часов голова идет кругом, и сознание даже с закрытыми глазами на автомате прокручивает это движение по кругу. Представляете, каково им было работать в таком режиме по восемь часов на высокой скорости под бомбёжкой?»
Инна Владимировна Малахова


Эвакуация книжных фондов. 1941 год

«Нас поставили дежурить на крыше. Там в бочках была вода и песок, куда надо было бросать „зажигалки“, которые сбрасывали немцы. В ночь на 22 июля была первая бомбёжка Москвы. Первые бомбы упали на книжную палату, которая находилась совсем недалеко от нас, и там сгорели все книги. Мы тогда думали: какое счастье, что не на нас. Потом, осенью мы дежурили на крыше и слышим — у-у-у. Испугались и легли за парапет, прижались к нему и думали: сейчас нас снесёт. Уже потом опомнились, глядим — крыши на Манеже нет».
Вера Григорьевна Борисова

«Речь идёт о крыше нашего основного хранилища. На 19-м ярусе располагалось общежитие, где жили военные, обслуживающие эти зенитные установки на крыше».
Инна Владимировна Малахова


Звено химзащиты МПВО возле ГБЛ. 1941 год

Быт, забота, единение

«Одеты мы были в сатиновые халаты — зелёные, чёрные, синие, оранжевые. Я слышала, как один читатель сказал другому: „Ты не смотри, что сотрудницы плохо одеты, они — умные“. Позже нам выдали ордера на шерстяные костюмы».
Лидия Руфовна Агранат

«Эти костюмы с любой блузкой или мужской рубашкой могли помочь библиотекарям выглядеть достаточно хорошо. Такое, казалось бы, маленькое событие, как приличная одежда, а главное — внимание руководства к женскому коллективу в это трудное время намного повысило настроение».
Зоя Ивановна Колчина

«Руководство библиотеки заботится о коллективе следуя традициям, заложенным ещё князем Василием Дмитриевичем Голицыным, который в 1918 году стал первым председателем профессионального союза Румянцевского музея».
Ксения Ивановна Филатова


Сотрудницы ГБЛ. 1940-е годы

«Директор наш, Василий Григорьевич, спас, можно сказать, сотрудников от голода: открыл столовую, где питались по талонам. Дети сотрудников приезжали в библиотеку, и мы ели один обед на двоих».
Лидия Руфовна Агранат

«Когда открылся детский читальный зал, моя мама после школы туда приходила. Родителей целый день не было дома, а тут было тепло и не страшно. И вот она сидела в очереди на ступеньках, ждала, пока освободится место. Всем там было хорошо».
Инна Владимировна Малахова


В детском читальном зале. 1943 год

«Почти всю войну после работы я дежурила в подшефном госпитале. Мы ухаживали за ранеными, читали им, писали письма. В этом же госпитале лежали тогда наши раненые сотрудники Марк Клевенский и Дмитрий Чаушанский».
Ксения Дмитриевна Ментова


Подшефный госпиталь N5005. Обход. 1942–1943 годы

Библиотечная работа

«В первый период войны библиотека выполняла роль центрального органа библиографической и фактографической информации. В справочно-библиографическом секторе было введено круглосуточное дежурство, так как по многим запросам требовались немедленные ответы».
Валентина Васильевна Клевенская

«В декабре 1941 года организовали сбор и библиографирование литературы о Великой Отечественной войне. Представляете? То есть, они подбирали книги для будущих историков Великой Отечественной войны. Я поражаюсь этой уверенности в победе...»
Инна Владимировна Малахова


Штаб МПВО ГБЛ. 1940-е годы

«Читателей приходило много. Запросы бывали разные. Тогда к нам, в общий читальный зал, поступил звонок из госпиталя в Мурманске. Им срочно нужна была литература о мхах: какие виды мха можно использовать для лечения раненых. Пришлось нам подниматься в свой фонд, на третий этаж, и искать в книгах, какие виды мха есть».
Нина Антониновна Коробьина


Читальный зал Дома Пашкова. 1940-е годы​​​​​​​

«Уважаемый товарищ директор! После боя в одном имении <...> я обнаружил том стихов Надсона, на заглавном листе которого черными чернилами написано его неизданное стихотворение, посвящённое одной девушке. Под этим стихотворением стоит подпись Надсона, которая как две капли воды похожа на подлинную. Я вожу с собой эту книгу по всем фронтам и хочу переслать её вам, но боюсь, что по пути она „растворится“. Напишите мне и посоветуйте, как вам её переслать, чтобы она наверняка дошла, ибо мне кажется, что этот томик — уникум».
Игорь Павленко

«Переписку с библиотекой вели по самым разным поводам. Часто задавали совсем простые вопросы без стеснения, а обращение в библиотеку представлялось для многих последней надеждой. Вот несколько совсем разных писем и открыток. Можно почитать».
Ксения Ивановна Филатова


Лицо фронтовой открытки. Из коллекции писем в ГБЛ. 1943 год

Победа и как она приближалась

«Возвращались... Пришёл Марк Митрофанович Клевенский без руки, пришёл Николай Никитич Минин без руки — были в ополчении. Вернулись они раньше остальных и сразу включились в работу. Минин заведовал общим читальным залом. Женщины-фронтовики стали возвращаться. У них, тех, кто пришёл с войны, было уже совсем другое отношение ко всему. Работали на совесть».
Нина Антониновна Коробьина

«Всего на фронт ушли 200 сотрудников, и 42 из них не вернулись. Большинство бывших фронтовиков продолжили работу в библиотеке и после войны».
Ксения Ивановна Филатова, 2020


Личный состав пожарной охраны ГБЛ. В центре - заместитель начальника части.1944 год

«Наступил новый, 1944 год. Фашистов отогнали далеко от Москвы. Нам, бойцам объектовой команды, разрешили во внедежурное время ночевать дома. И многие из бойцов команды позволили себе роскошь — поступили учиться в библиотечный институт на вечернее отделение. День работали, через ночь дежурили. В свободные от дежурства вечера учились. Работу кончали в 18:00, в 19:00 начинались занятия в Сокольниках, и до 23-х часов. Хотелось спать, есть, были карточки, правда, почти у всех донорские. Отпусков не было. Дней оплачиваемых, на экзамены — тоже. За учёбу в институте надо было платить».
Надежда Абрамовна Сигал


Сотрудники ГБЛ – борцы местной противовоздушной обороны 1942 год

«Самое-самое — День Победы. Услышали сообщение ночью, часа в три. Побежали по нашему дому люди, стучали во все двери и кричали „Победа!“. Все отправились кто куда, по своим рабочим местам. Мы прибежали в библиотеку, обнимались, целовались. А потом все побежали на демонстрацию на Красную площадь. Причём никто нас не организовывал, сами бежали. Но дойти нам все равно не дали. По дороге встречались военные. Как только их видели, хватали, обнимали, целовали и кверху подбрасывали. Было очень празднично, несмотря на то, что дождь нас поливал».
Нина Антониновна Коробьина


Группа доноров. Сотрудницы ГБЛ. 40-е годы

«Есть такая категория людей — „дети библиотеки“. Это те, кто пришёл после школы, их увлекли и они определились в профессии, учились, остались работать, женились и вся жизнь прошла здесь. У нас много таких, многие уже на пенсии, а многие, как я, ещё работают. Старые сотрудники учили нас так: когда ты пришла в библиотеку, ты забываешь про то, кто ты есть, и уже становишься с библиотекой единым целым. Всё, что ты сделала, как себя повела с этого момента, у читателей будет ассоциироваться с библиотекой. У нас многие до сих пор с этой позиции работают».
Инна Владимировна Малахова